Солнечные ралли по Австралии

Солнечные ралли по Австралии

Кто в них участвует и зачем преодолевают тысячи и тысячи километров, на машинах, которые серийно

Кто в них участвует и зачем преодолевают тысячи и тысячи километров, на машинах, которые серийно не выпускаются ни в одной стране мира.

 

Если дословно переводить на русский язык, то название гонок автомобилей на солнечных батареях, или же солнцемобилей, звучит не менее впечатляюще, чем они сами, ― Мировой Солнечный Вызов. Они проводятся вот уже 30 лет в месте воистину солнечном ― Австралии, для многих такой далёкой и такой желанной, что хочется приехать, принять участие в соревнованиях, проявить свои мастерство и знания в области механики, технологий, инженерии… В месте, где собираются лучшие умы из разных стран, чтобы не только выиграть состязание и получить долгожданный трофей, но и представить свои проекты, открыть возможность развития новых методов в области транспорта и ресурсосбережения, а также благодаря этим новым решениям положительно повлиять на окружающий мир и планету. Гонки эти стали легендарными. В этом году с 8 по 15 октября двухлетнее мероприятие в области гонок электромобилей на солнечных батареях в Австралии отмечает своё 30-летие. Мероприятие организуется The Motor Sport Group, подразделением Комиссии по туризму Южной Австралии. Что же это за проект ― Солнечный Вызов, как он развивается?

 

ИЗ ИСТОРИИ

Гонка солнцемобилей в Австралии, сокращенно на английском WSC (World Solar Challenge), стала детищем датского авантюриста и защитника окружающей среды Ханса Толструпа, который в 1982 году построил первую в мире солнечную машину под названием Quiet Achiever. И с той поры целью соревнования является стимулирование инноваций в области солнечных технологий и дизайна электрических автомобилей, а также пропаганда идей устойчивого развития транспорта и оказание помощи людям в понимании того, что посредством интеллектуальной инженерии мы можем внести изменения в окружающую среду. Теперь в гонках участвуют команды со всего мира и самых разных профессий, от студенческих групп до корпоративных, таких как General Motors и Honda. Требования равны для всех участников, независимо от того, сколько денег и времени они могут потратить на свои машины.

В гонках WSC очень важны технические характеристики автомобилей и эффективность солнечных панелей, в результате появились новые продукты, такие как композитные материалы и новые технологии, которые помогли разработать электрические приводные системы. У каждой команды есть не только ряд водителей, которые должны иметь соответствующую водительскую лицензию и многое другое, в том числе минимум 12 часов езды на солнечном автомобиле. Состав включает (но не ограничивается): руководителя, сотрудника по безопасности, сотрудника, отвечающего за аккумуляторы, переводчика, если менеджер команды не владеет английским языком, не менее двух и не более четырех водителей солнечных автомобилей, не более восьми зарегистрированных пассажиров на солнечных автомобилях (для класса Cruiser).

 


 

Есть у неё и большая группа поддержки, которая следит за движением команды и за соблюдением всех правил. Машины могут участвовать в гонках только с 8 утра до 5 вечера, а затем должны разбить лагерь, где бы ни оказались в ходе гонок, и это придаёт соревнованиям больше приключенческий оттенок, чем гоночный. Принять участие в гонках могут частные команды от промышленности, или предприниматели, или смешанные команды со студентами и отраслью. Иногда университеты работают вместе, благодаря чему присутствует сильный дух сотрудничества. Несмотря на то что это соревнование, команды помогают друг другу, и есть большой обмен знаниями и опытом.

 

ОБ УЧАСТНИКАХ И СТРАТЕГИИ

Старт начинается 8 октября, в воскресенье, место отправления ― Государственная площадь Дарвин, Северная территория. Финишная линия ― Площадь Виктории, Аделаида, Южная Австралия. Общая дистанция составляет 3000 км. Заезд происходит на шоссе Стюарт протяженностью почти 3000 км, протянувшемся от Дарвина на Северной территории Австралии до Аделаиды в Южной Австралии. Шоссе было названо в честь Джона Макдуала Стюарта, который был первым европейцем, пересекающим Австралию с севера на юг. Дорога пересекает отдаленные пустынные районы, где может потребоваться много часов, чтобы получить помощь, если это необходимо. У шоссе есть ограничение скорости ― оно колеблется между 60 и 130 км /ч. Одна из причин того, что шоссе является идеальным местом для WSC, заключается в том, что оно простирается с севера на юг, что позволяет солнцу светить на солнечные батареи в течение равного промежутка времени в течение дня. Тот факт, что шоссе плоское и прямое, также облегчает работу проектировщикам солнечных автомобилей. Маршрут проходит через множество различных экосистем, от пустыни в центре до тропического климата на севере и умеренных лесов на юге. Это добавляет пикантность маршруту, а также делает его немного сложнее, поскольку погода может меняться в течение всего курса. Во время испытания транспортные средства отслеживаются и контролируются с помощью GPS, и должностные лица могут гарантировать, что они не нарушили никаких правил (путём превышения скорости либо вождения, когда они должны отдыхать).

В 2017-м году в гонках Bridgestone World Solar Challenge участвуют  три класса солнечных автомобилей:
• Класс Challenger предназначен для одноместных солнечных скоростных автомобилей.
• Класс Cruiser предназначен для практичных, эффективных солнечных автомобилей с двумя и более сиденьями.
• Класс Adventure неконкурентен и предназначен для солнечных автомобилей для участия в предыдущих соревнованиях, но не подходит Challenger или Cruiser.

Высокотехнологичные, самые конкурентоспособные автомобили таких команд, как Nuon Solar Team из Нидерландов, японской команды Tokai, построены для скорости. Они лёгкие, аэродинамические и изготовлены из самых современных композитных материалов. Технология аккумуляторов имеет решающее значение, а также такие факторы, как аэродинамический дизайн для уменьшения сопротивления. Каждая команда должна знать, сколько энергии требуется для достижения остановок управления и движения в течение дня, принимая во внимание внешние условия и эксплуатационные характеристики солнечного автомобиля, ― идут они быстро, обгоняют конкурента или идут медленнее, чтобы сохранить энергию. Некоторые команды имеют продвинутое программное обеспечение, которое также помогает на трассе. Перекрестные ветры, проезд больших грузовиков может вызвать порывы ветра, которые могут навредить неподготовленным пилотам и автомобилям. Облачность и дождь могут влиять на работу солнечных автомобилей, однако технологии в некоторых автомобилях, особенно класса Cruiser, разработаны и пригодны в любых погодных условиях.

В состязании важна не только скорость, но и стратегия. Команды несут ответственность за безопасность и пригодность к эксплуатации их солнечных автомобилей. Соблюдение правил и прохождение контроля не означает, что солнечный автомобиль безопасен и подходит для гонки. Каждый солнечный автомобиль должен быть обеспечен вентиляцией или охлаждением, достаточным для защиты от перегрева. С точки зрения окружающей среды Bridgestone World Solar Challenge предоставляет платформу для инноваций и вдохновляет поколения молодых людей на поиск решений для возобновляемых источников энергии. Класс Cruiser демонстрирует, как технология может быть доведена до основного потока с помощью солнечных автомобилей, зарегистрированных в их собственных странах. В Австралии в этом году две команды боролись за регистрацию на дорогах, одна из этих команд намерена производить свой автомобиль на коммерческой основе.

 

КАКИЕ  НАГРАДЫ

Комиссия по туризму Южной Австралии рада приветствовать в этом году такие страны, как Египет, Нигерия и многие другие. Церемония награждения как обычно проходит в Аделаиде вечером 15 октября 2017 года. Победители класса Challenger получат Кубок Challenger. Победители класса Cruiser получат кубок Cruiser. Победители в классах Challenger и Cruiser будут признаны обладателями Кубка мира по солнечной энергии за достижения в своём классе в 2017 году Bridgestone World Solar. В дополнение каждому победителю класса будет вручена собственная копия кубка World Solar Cup. Также дополнительные награды  представлены в числе следующих категорий:

● Награда за безопасность, представленная команде в теории и на практике.
● Награда «Дух Дэвида Фечука» в событии вручается индивидуальному лицу, демонстрирующему качества, поддерживаемые Bridgestone World Solar Challenge.
● Премия за инновации, вручалась команде, представляющей концепцию, которая, по мнению научного факультета, способствует достижению целей этого мероприятия.

Выступая на анонсе, директор по корпоративным службам Bridgestone Australia Ltd Джоанн Денли сообщила, что Bridgestone World Solar Challenge является значимым событием, которое полностью согласуется с обязательствами Bridgestone по созданию яркого и устойчивого будущего для будущих поколений.

«Технологии, молодёжь и окружающая среда имеют решающее значение для этого будущего, все три из которых являются неотъемлемой частью всего происходящего. Bridgestone с гордостью поддерживает это новаторское и вдохновляющее событие для двух последних, и мы очень рады предложить свою поддержку в 2017 году в качестве спонсора прав на имена», ― сказала г-жа Денли.

 

 

ОЖИДАНИЯ КРИСА СЕЛВУДА

Директор по событиям Bridgestone World Solar Challenge Крис Селвуд рассказал о мероприятии и о том, что 2017 год стал самым жарким в истории гонок. Перед участниками стоят немалые задачи, требования соревнований. В этом году правила касаются не столько регулирования, сколько инноваций и дизайна. Основные изменения включают размер транспортного средства и площади солнечной зоны, этапы класса Cruiser и вмешательство человека были внедрены для поощрения разнообразия и продвижения новых технологий. Отвечая на вопросы, Крис поделился своим мнением о проекте, о том, что интерес гонок заключается не в том, насколько быстро будут двигаться автомобили, а в том, как далеко готовы зайти участники соревнования в борьбе за достижения c минимальной затратой энергии. Энергетика будущего заставляет задуматься об окружающей среде и искать новые методы и подходы. Делясь тем, что в этом проекте вдохновляет, Крис особенно отмечает увлеченность молодых людей, их изобретательность, разные предложения в области улучшения ситуации на Земле. Восхищает его в молодых людях то, что для них не существует преград, что у них в запасе всегда много вариантов решения проблем, столько разных идей, которые для взрослого человека покажутся невозможными.

«Когда мы смотрим на традиционный спорт, например, мотоспорт, то там основная задача ― это проявить лидерские качества и стать лучшим водителем. А в WSC задачи куда более интересные и масштабные, потому что их решения нацелены на будущее, поэтому для нас важно мотивировать участников соревнования не только на победу, но и на создание эффективного транспортного средства для дальнейшего использования людьми, включая различные факторы влияния на воздушную среду. Между тем построить конкурентоспособный солнцемобиль непростая задача, для команд-участниц интересный и захватывающий процесс его создания превращается в настоящий вызов. Как, впрочем, и маршрут гонки, с расстоянием от старта и до финиша, таким же как из Москвы в Лондон. Прохождение пути требует максимальной сосредоточенности от команды: на пути нет ничего, только трасса, независимо от ситуации в 5 часов по местному времени команда должна будет совершить остановку посреди необычайно красивых пейзажей австралийской пустыни под россыпью звезд в небе ― такой контраст сближения с окружающей средой. Многие говорят, что в пустыне нет ничего особенного, а я говорю, что здесь ― заложена вся история человечества. В контакте с природой человеку предоставляются широкие возможности для саморазвития и самопознания».

В Австралии применение солнечной энергии как метода экономии электроэнергии пользуется большим спросом в сфере жилья. Крис уверен, что в будущем использование «зелёных» технологий поможет улучшить состояние окружающей среды в мире. «Для нас важно, ― говорит он, ― через проект WSC и его участников донести важность этого события, его цели для улучшения окружающей среды с помощью солнечных технологий, а также состояния нашей планеты в целом, так как все мы в одной лодке на одной планете Земля, развитие и направление которой зависит от каждого человека». Сейчас в поддержке проекта преобладают университеты, которые хотят представить многодисциплинарную возможность в дизайне, электронике, машиностроении. Сегодня профессия как инженера, так и любая другая требует постоянного расширения кругозора и новых знаний: чем шире человек познаёт мир, тем лучше он будет понимать предмет, и главное, легче и интенсивнее будет общее развитие человечества. Компании в области высоких технологий, такие, например, как Tesla, заинтересованы в студентах, в участниках гонок, у которых есть опыт в области солнечных технологий ― это область обширная и востребована с позиции бизнеса, технологий и экономики, в связи с чем проект WSC также пользуется спросом с этой позиции. Интерес к солнечным гонкам уже не имеет себе равных. В 2017 году ожидается до 50 команд из более чем 25 стран, которые нацелены на стартовую линию в Дарвине. Среди них и большое число южноавстралийских команд: из Университета Флиндерса, из Университета Аделаиды и TAFE SA. К ним присоединились первые таймеры ― Австралийский национальный университет в Канберре и многие другие. Новая команда из Великобритании ― Solar Team Great Britain. Самые крупные претенденты США ― Мичиганский университет и Стэнфордский университет; Punch Powertrain из Бельгии; сильный японский контингент из команды Токио Когакуин, германской HS Bochum и многих других. Это состязания знаний, ноу-хау, опыта и мастерства.

 

По словам Криса, «что касается правительств и людей, их заботы об окружающей среде, то у нас, как и во всем мире, идёт много дискуссий на эту тему, будем ли потреблять нефть, газ, уголь, или перейдем к новым технологиям и методам. С одной стороны, мы всё ещё пользуемся стандартным методом энергообеспечения, с другой ― есть люди из сторонников защиты окружающей среды, которые стремятся к новым подходам, альтернативным методам ресурсопотребления и т.д. Здесь, в Южной Австралии, мы очень гордимся тем, что у нас сегодня есть программы в области возобновляемой энергетики (солнечная, ветряная). Что касается юбилея проекта The World Solar Challenge, то 2017 год стал очень ожидаемым событием, было подготовлено специальное издание книги, посвященной WSC. Также был представлен первый солнцемобиль. Событие будет посвящено людям, воспоминаниям, участникам, истории, достижениям. Ожидалось очень большое количество участников, волонтёров в этом году. Организаторы готовились и от души желали, чтобы это мероприятие 2017 года стало самым запоминающимся из всех предыдущих. Крис пожелал всем участникам достичь своей мечты, чтобы приезд в Австралию и участие в мероприятии WSC стали замечательным приключением, научиться друг у друга, обрести успех, и чтобы по возвращении домой ребята смогли научить других людей, передать им опыт и знания о том, что есть более чистые технологии и способы для улучшения состояния нашей планеты, что позволит каждому из нас задуматься, на чем мы ездим и как мы можем изменить подходы к использованию энергии». 

О мероприятии: worldsolarchallenge.org

Статью подготовила Ярослава Перхова, для спецвыпуска «Экология и Бизнес»

© «Экология и Бизнес» №1-2(2017)

admin
ADMINISTRATOR
PROFILE

Похожие записи

Оставьте комментарий

Отменить ответ

Latest Posts

Top Authors

Most Commented

Featured Videos