В стране идёт широкая реформа

В стране идёт широкая реформа

Что уже достигнуто благодаря ей? Как организуют, на что нацеливают её в экологическом «штабе» страны

Что уже достигнуто благодаря ей?
Как организуют, на что нацеливают её в экологическом «штабе» страны
― Министерстве природных ресурсов и экологии РФ?

 

Сергей Донской,
Министр природных ресурсов и экологии РФ

Министерство природных ресурсов и экологии РФ ведёт большую природоохранную деятельность и, если оглянуться назад, лет так на десять ― пятнадцать, то нельзя не заметить, что экологическая культура, ответственность человека перед природой значительно возросли. Воздух в наших городах постепенно становится чище, реже стали случаться выбросы грязных стоков и вредных веществ в атмосферу, наконец началась борьба с мусором. Тем не менее, проблемы ещё далеко не решены.

В настоящее время в стране развернулась и идёт широкая реформа природоохранной деятельности во всех её сферах.Возьмем лес. Он содержит в себе не только огромное разнообразие растительного и животного мира, которое государству и людям надо охранять и возобновлять. Это ещё и наше богатство во всех отношениях: и в экологическом («легкие планеты»), и в хозяйственном, и, наконец, в эстетическом. Оно должно разумно использоваться и возрастать, обогащая страну. И сегодня можно сказать, что благодаря новым принятым правилам и законам в хозяйствовании в этом секторе экономики добились перелома, уже есть первые подвижки.

В прошлом году, по данным аналитических агентств, лесное хозяйство впервые за последние восемь лет вышло в прибыль (6,36 млрд руб.). Именно здесь в 2016 году был зафиксирован самый крупный для ЛПК рост инвестиций в основной капитал — 65,7%. Это еще раз подчеркивает, что у лесохозяйственного комплекса огромный неизрасходованный потенциал, требующий реализации и соответствующей поддержки по его дальнейшему росту.

 

К комплексной системе охраны

Сегодня воспроизводство лесов стало не на словах, а на деле ключевой задачей государственной политики. Для её решения в 2016 году Министерством природных ресурсов и экологии РФ утверждены новые Правила лесовосстановления. Завершено формирование нормативной правовой базы лесного семеноводства. В целях обеспечения ключевого лесоводственного принципа баланса вырубки и восстановления лесов планируется принятие федерального закона, предусматривающего создание «компенсационных» лесов на вырубаемых площадях. В настоящее время в ведомстве завершают согласительные процедуры и в ближайшее время рассчитывают внести его в правительство.

Кроме того, в 2016 году было принято три федеральных закона, которыми конкретизированы нормы, касающиеся охраны лесов от пожаров и загрязнения, закреплено понятие лесопожарного зонирования, возможность утверждения нормативов обеспеченности субъектов лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием. Закон также предусматривает создание федеральных штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров. По мнению специалистов отрасли, это позволит существенно сократить расходы на тушение пожаров. В стране также введен новый принцип определения размера вреда, причиненного лесам, предусматривающий учёт затрат на ликвидацию ущерба лесопользователем. Таким образом, впервые сформирована комплексная система охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия. Усовершенствован порядок использования лесов для охотничьего хозяйства, установлены порядок создания и функционирования лесопарковых зелёных поясов, обязанности по компенсационному лесовосстановлению при рубках или при размещении в них объектов. Сейчас субъекты РФ прорабатывают вопросы подбора участков для создания зелёных поясов. Однако всех проблем в одночасье не решить.

Изумрудная долина Природного парка Налычево. Снимок сделан со склона вулкана Дзендзур. На дальнем плане вулканы: Корякский, Ааг и Арик. Камчатка, Россия © Денис Будьков

Стране нужна дальнейшая оптимизация бюджетных расходов на осуществление переданных регионам полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. В ведомстве предполагают в этом году принять новую методику распределения субвенций с учётом горимости и специфических особенностей лесного фонда регионов. Её принятие неоправданно затянулось. В целях же борьбы с незаконной деятельностью по заготовке древесины предусмотрено распространение обязательных требований по поштучной маркировке древесины ценных пород не только при экспорте, но и при обороте на территории Российской Федерации. Пилотный проект министерство планирует начать в Иркутской области, где, как известно, объём незаконной заготовки древесины составляет половину от всего объёма рубок чёрных лесорубов в России. Помимо этого, планируется создать институт общественного контроля: сформировать штат общественных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации и вовлекать граждан и общественные организации к мероприятиям по выявлению и профилактике нарушений лесного законодательства.

В настоящее время по инициативе ведомства в стране также начали осуществлять переход на интенсивную модель лесного хозяйства, при которой наибольший экономический эффект достигается не за счёт увеличения площади рубок, как это происходит сейчас, а за счёт эффективности лесопользования. Деятельность экологических ведомств страны направлена на то, чтобы данный подход активнее внедрялся не только в пилотных регионах. Для выполнения задачи намечено также привлечение инвесторов, в том числе иностранных. Только со стороны азиатских инвесторов инвестиции в лесные плантации могут составить более 1 млрд евро. Такой комплексный подход, считают эксперты, может обеспечить защиту своих лесов от экстенсивных рубок, позволит расширить экспортные возможности отрасли и, конечно, их воспроизводство.

Об охотничьих угодьях

В последние годы Минприроды России существенно усилило работу и на другом важном направлении. Сегодня в российских лесах обитает свыше 200 видов млекопитающих и птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам. Экономическая оценка этих ресурсов составляет около 90 млрд рублей. В свою очередь, добычей охотресурсов занимается почти 4 млн российских граждан, 4,5 тыс. охотпользователей и около 7 тыс. организованных охотничьих хозяйств, которые обеспечивают более 30 тыс. рабочих мест. Это целая отрасль, и естественно, что при поддержке её разнообразия она может давать значительно большую отдачу, чем сегодня. В этих целях разрабатывается совершенствование порядка использования лесов для охотничьего хозяйства. Для повышения качества предоставления государственных услуг усовершенствован порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а заявление на получение охотничьего билета теперь может быть подано в электронном виде. Для организации должной охраны в 2017 году будет реализован комплекс мер по увеличению госинспекторов в каждом муниципальном районе, а также подготовлены законопроекты, позволяющие создать систему государственной защиты и государственного страхования их жизни, здоровья, имущества и т.д.

Вторым направлением работы министерства в этой области является воспроизводство охотничьих ресурсов, в связи с чем в 2017 году планируется совершенствование системы учёта численности охотничьих ресурсов и квотирования их добычи, создание единой федеральной информационной системы мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе обеспечение ведения государственного охотхозяйственного реестра на единой технологической основе. И, наконец, третьей важнейшей составляющей комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого существования охотничьих ресурсов станет привлечение инвестиций в сферу охотничьего хозяйства и их защита. В частности, планируется подготовить законопроект, предусматривающий предоставление добросовестным охотпользователям гарантий продолжения осуществления ими деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также предусмотреть возможность внесения изменений в примерную форму охотхозяйственного соглашения.

Земля Медведей , Камчатка, Россия © Денис Будьков

В водном комплексе страны

Минприроды России продолжает работу и над снятием накопившихся вопросов в водном комплексе страны. В своё время они были предметом особого рассмотрения в Правительстве РФ, в результате которого основным стратегическим финансовым инструментом в решении задач устойчивого функционирования отрасли стала соответствующая Федеральная целевая программа (ФЦП) на период 2012‒2020 гг. Ее ключевые показатели и индикаторы частично уже достигнуты. Несмотря на финансовые сложности в 2015‒2016 гг., мероприятия государственных программ субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов (средства федерального бюджета выделены 63 субъектам в объёме 9,3 млрд рублей) реализовывались. В том числе строились сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод в регионах Дальневосточного федерального округа. Обеспечивалась поддержка из федерального бюджета предприятий‒водопользователей, привлекавших кредиты для строительства и реконструкции комплексов очистных сооружений (субсидирование процентных ставок 25 организациям). Субсидии получили водоканалы таких крупных городов, как Москва, Петербург, Ростов-на- Дону, Екатеринбург, Уфа, Липецк, Петрозаводск, Нижний Новгород. Основные задачи на 2017 год ― обеспечение (в условиях бюджетных ограничений) оптимизации состава финансируемых в рамках ФЦП и государственных программ субъектов мероприятий по строительству водохранилищ, сооружений инженерной защиты, экологической реабилитации водных объектов, модернизации наблюдательной сети. При этом особое внимание обращено на эффективное использование средств. В преддверии Года экологии тема водного комплекса нашла своё отражение и в Послании Президента Федеральному Собранию на 2017 год. В результате сейчас по поручению Правительства Российской Федерации министерство готовит два приоритетных проекта, направленных на сохранение и предотвращение загрязнения двух водных объектов: 1) реки Волги в рамках направления стратегического развития Российской Федерации «Экология»; 2) центральной экологической зоны Байкальской природной территории и озера Байкал. В этой связи важной работой министерства стала его деятельность и по созданию Фонда в целях сохранения и восстановления водных объектов. Его задачи сформулированы президентом и направлены на создание финансового механизма, позволяющего привлечь внебюджетные инвестиции в сферу очистки сточных вод Совместно с Росгидрометом в текущем году министерство также наметило разработать и реализовать планы по модернизации государственной наблюдательной сети, в том числе комплексной модернизации гидрологической наблюдательной сети и технологий гидрологических прогнозов в бассейне реки Волги.

Чистая страна

Масштабная работа разворачивается и над тем, чтобы наши города, берега рек и леса не загрязнялись мусором, свалки не росли, не было выбросов от промышленных предприятий. Нужно отметить, что за последние годы основные показатели объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов имеют тенденцию к снижению, однако его темпы пока недостаточны. Утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года. Основными целями в ней определены сохранение и восстановление природной среды, а также обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики. Помимо Стратегии ― ключевого итога работы прошлого года, в министерстве продолжали обеспечивать переход субъектов к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами, которая сделает работу с отходами прозрачной, целенаправленной и упорядоченной. В прошлом году по этому направлению министерством вместе с Росприроднадзором выполнен весь объем задач, которые были запланированы. В большинстве регионов России завершена разработка территориальных схем обращения с отходами. В 2016 году 27 пилотных регионов подтвердили готовность уже в 2017 году начать работать по новой системе.

В дальнейшем планируется адресная поддержка регионов в рамках утвержденного Правительством РФ приоритетного проекта «Чистая страна». В стране запланировано строительство сети мусоросжигающих заводов, которые позволят снизить накопление мусора, а в дальнейшем достичь равновесия между их поступлением и утилизацией. Ещё одним важным элементом новой системы обращения с отходами стала появившаяся наконец расширенная ответственность производителей (РОП) и импортеров товаров и упаковки. В текущем году ими впервые уплачивается экологический сбор. На сегодняшний день в счёт уплаты экосбора поступило 899 млн рублей. Минприроды и Росприроднадзор намерены внимательно проанализировать первые результаты РОП и, сделав выводы, продолжить совершенствовать механизм, который должен стать финансовым источником региональных программ по переработке отходов. В прошедшем году в стране также определен перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, а на 2017 год запланировано дальнейшее развитие правового регулирования, обеспечивающего эффективное использование отходов как вторичных ресурсов, в том числе путём расширения перечня упаковки товаров, подлежащей утилизации. Будут завершены работы и по установлению требований к объектам размещения отходов.

Cлияние рек Волги и Самары, Россия © trasyy.livejournal.com

Ведётся деятельность по стимулированию раздельного сбора и сортировки отходов, в результате которой ожидается значительное усиление этого направления работы с отходами. Основная задача на ближайшую перспективу ― это ведение реестра объектов накопленного вреда. В этом году министерство совместно с Росприроднадзором планирует приступить к определению объектов, подлежащих ликвидации в первую очередь (в связи с их высокой степенью негативного воздействия). Ведомство считает необходимым также вводить механизмы экономического стимулирования вовлечения рекультивированных земель в хозяйственный оборот, предусматривающие возможность льготного предоставления таких земель. По наилучшим доступным технологиям Есть ещё одна сфера, которая беспокоит население нашей огромной страны, ― экологическая ответственность предприятий по отношению к живущему рядом с ними населению. Российский, да и зарубежный опыт в этой области показывает, что современную систему управления, стимулирующую снижение негативного воздействия на природу со стороны промышленных предприятий, можно выстроить только через модернизацию производств с помощью внедрения наилучших с экологической точки зрения и доступных технологий (НДТ). И конечно, прозрачных правил и жесткой ответственности за нарушения.

Благодаря большой работе, проведенной Минприроды России совместно с другими профильными ведомствами, именно НДТ стали в нашей стране средством модернизации и создания экологически чистых производств. В России уже появились первые справочники таких технологий, внедряется технологическое нормирование через закон об НДТ. На сегодняшний день существует также необходимость внесения изменений в законодательство, которые касаются порядка выдачи комплексных разрешений предприятиям и оснащения источников выбросов приборами непрерывного контроля. Этот вопрос планируется урегулировать в текущем году. Продолжается работа в части законодательного регулирования сводных расчётов и учёта их результатов в нормировании выбросов предприятий и в части установления требований по ограничению выбросов при неблагоприятных метеорологических явлениях.

В прошлом году Росприроднадзор и субъекты Российской Федерации проводили работу по постановке на государственный учет предприятий, в ходе которой им присваивалась та или иная категория экологической опасности. На сегодняшний день в целом по стране поступило более 670 тысяч заявок, выдано около 130 тысяч свидетельств о постановке на учет. Из них к объектам I категории отнесено более 5 тысяч объектов. На основе этих данных в ближайшее время будет сформирован перечень 300 пилотных предприятий. В текущем году планируется внести в Правительство РФ и законопроект о введении экологической экспертизы объектов, строящихся в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Что же касается государственного экологического надзора, то основной задачей по этому направлению, считают в министерстве, является повышение эффективности надзорной деятельности за счёт совершенствования нормативного правового регулирования в данной сфере. На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, направленный на повышение эффективности экологического надзора при строительстве. Ведётся работа над законопроектами, предусматривающими снижение срока проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) с трех до двух месяцев. Специалисты полагают, что введение в практику этих и других нормативов, правил, законов, обеспечивающих как природоохранную деятельность, так и соблюдение экологических требований государства, поможет реализовать поставленные задачи и значительно продвинуться в вопросах обеспечения благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Но при одном условии: если мы все как один будем соблюдать их, беречь и охранять нашу природу. ■

Редакция благодарит Министерство природных ресурсов и экологии РФ за предоставленные материалы.
© «Экология и Бизнес» №1-2(2017) 

 

admin
ADMINISTRATOR
PROFILE

Похожие записи

Оставьте комментарий

Отменить ответ

Latest Posts

Top Authors

Most Commented

Featured Videos