Что необходимо сделать для использования и переработки ПНГ в полезные и нужные продукты.
В настоящее время в результате экономических, технологических, законодательных и других условий, сложившихся на нашей планете, на месторождениях и нефтеперерабатывающих предприятиях по всему миру горят более 17 000 факелов, выбрасывая каждый год в атмосферу около 300 млн т CO2, а также большое количество разнообразных загрязняющих веществ, в том числе очень опасных. Вред наносится неисчислимый. Сжигание ПНГ в практических регионах, например, приводит к образованию большого количества сажи, оседающей на снежном покрове, увеличивающей поглощение солнечной энергии и ускорение таяния арктических льдов. Общепризнанной альтернативой сжиганию ПНГ считается либо его обратная закачка в недра для повышения уровня отдачи пластов, либо его использование для генерации электрической и тепловой энергии или переработки. Особо важно использовать этот ценнейший ресурс как сырьё для химической и нефтехимической промышленности. Так, 147 млрд м3 попутного нефтяного газа, сожженного в 2015 году, могли бы превратиться в 750 млрд кВт-ч электроэнергии, что превышает ее совокупное годовое потребление всеми странами Африканского континента. Для России полное использование ПНГ означало бы ежегодное производство 5–6 млн т жидких углеводородов, 3–4 млрд м3 этана, 15–20 млрд м3 сухого газа или 60–70 тыс. ГВт-ч электроэнергии.
Проблема России. Сжигание ПНГ — общепризнанная проблема нефтяной отрасли России. Несмотря на наметившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения объёмов сжигаемого ПНГ, текущая экономическая ситуация (низкие цены на нефть и газ, в частности) оказывает негативное влияние на положение дел в этой области. В постсоветский период объём извлечения ПНГ в России начал увеличиваться с середины 1990-х годов. Согласно официальной статистике, объём извлекаемого ПНГ увеличился более чем в три раза — с 25 млрд м3 в 1995 году до свыше 80 млрд м3 в 2016 году (minenergo.gov.ru/ node/1215). Фактором, оказывающим непосредственное влияние на увеличение объёма извлекаемого ПНГ, стал рост добычи нефти в связи с освоением новых районов добычи нефти, в частности, на месторождениях Восточной Сибири. Актуальной остаётся проблема достоверности данных, получаемых в ходе учёта объёмов добываемого углеводородного сырья, включая ПНГ, а также доли ПНГ, сжигаемого на факелах. Для того чтобы проиллюстрировать остроту этой проблемы, мы приведём данные, содержащиеся в аналитических отчётах отраслевых и государственных структур, а также полученные в ходе исследований, проведённых учеными Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и Институтом по экологическим наукам (Cooperative Institute for Research in Environmental Sciences).
Мы также используем сведения об объёмах добытого ПНГ, извлечённого в период с 2010 по 2016 год, содержащиеся в отчетах Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). Надо отметить, что данные ЦДУ ТЭК активно используются государственными органами, в частности, Министерством энергетики РФ, в процессе принятия решений, поэтому требования к достоверности этих данных должны быть особенно высокими.
Согласно данным ЦДУ ТЭК, объёмы добываемого в 2015 и 2016 годах ПНГ заметно снизились по сравнению с максимальным значением, достигнутым в 2014 году. Так как в указанный период условия добычи нефти не подверглись заметным изменениям — в частности, не вводились в разработку новые месторождения с качественно иными характеристиками добываемой нефти — было бы логично ожидать, что объём извлекаемого ПНГ будет меняться пропорционально объёму добываемой нефти. Однако мы наблюдаем иную картину: сокращение объёма добываемой нефти между 2014 и 2016 годами составило менее 3%, а снижение объёмов добытого ПНГ — более 8,5%. Такое несоответствие динамики объёмов добытых нефти и ПНГ с неизбежностью вызывает вопросы о достоверности данных.
Несмотря на увеличение объёмов извлечения ПНГ по сравнению с концом 1990-х годов, существенного увеличения доли его полезного использования не происходило вплоть до 2014 года. Начиная с 2000-х гг. показатель его полезного использования сохранял стабильное значение — в пределах 73–79% от общего объёма, извлеченного ПНГ по стране, и лишь в 2014–2015 годах он, согласно публичной отчётности компаний, повысился до 85–86%.
Представители правительственных организаций заявляют о достижении показателей продуктивной переработки ПНГ в 90% в 2016 году (выступление главы Минприроды России С. Е. Донского 27 декабря 2016 г. на заседании Госсовета, посвящённого экологическим проблемам). В качестве причины такого заметного уменьшения доли сжигания ПНГ было указано на принятые в июле 2014 года поправки к закону «Об охране окружающей среды» (№ 219-ФЗ), согласно которым предприятие обязано устанавливать свои технологические нормативы на уровне применения наилучших доступных технологий (НДТ). Закон ставит в прямую зависимость скорость, с которой предприятие внедряет НДТ, заменяя устаревшие ресурсоемкие технологии, и размер платежей за воздействие на окружающую среду. Общий объём инвестиций в повышение полезного использования ПНГ был оценён в 200 млрд рублей. Как же работают российские компании на этом направлении?
Рейтинг компаний
С 2014 года WWF России совместно с компанией «Креон» и Национальным рейтинговым агентством реализует проект по расчёту экологического рейтинга нефтегазовых компаний (wwf.ru/about/what_we_do/ oil/full_list/rating). Впервые расчёт рейтинга проводился в стране в 2014 году и этот проект стал уникальным как по масштабу охвата компаний нефтегазовой отрасли, так и по набору критериев. В рейтинг были включены нефтегазовые компании, обеспечивающие свыше 95% добычи углеводородов в стране. В качестве нижней границы был принят уровень добычи нефти и конденсата в объёме 1,5 млн тонн в год. В выборке представлены компании различных типов: государственные и частные, публичные и непубличные, с участием иностранного капитала и без такового. Из 12-ти критериев, формирующих рейтинг, оценивающих количественные показатели воздействий на окружающую среду от различных аспектов производственной деятельности по критерию «Уровень утилизации попутного нефтяного газа», публичная информация за 2016 год представлена 13 компаниями из 22, участвующей в рейтинге. Это самый высокий показатель раскрытия информации. Мы связываем это как с усилением государственной политики по проблеме, так и с наличием в стране программы общественного контроля за уровнем сжигания ПНГ, которую Всемирный фонд дикой природы (WWF) начал осуществлять в 2010 году.
Одна из задач этой общественной программы — повышение уровня прозрачности по проблеме ПНГ.
Все компании, которые раскрывают информацию по нему, становятся объектом программы общественного контроля, что свидетельствует об эффективности данного механизма. Влияние иностранных участников на раскрытие информации по ПНГ можно охарактеризовать как неоднозначное. В качестве положительного примера можно отметить роль компании Shell — оба её проекта в РФ («Сахалин-2» и «Салым Петролеум») отличаются как высокой прозрачностью по данному показателю, так и высоким уровнем использования ПНГ. Высоким уровнем прозрачности данных по обращению с ПНГ отличается и проект Сахалин-1.
Есть и пример противоположного рода — Total, которая до середины 2016 года была оператором проекта Харьягинского месторождения. Компания не смогла (или не захотела) раскрыть инфор- мацию по ПНГ, что, возможно, связано с низкими показателями продуктивного использования ПНГ, ведь на Харьягинском проекте (оператор Total-РРР) уровень полезного использования ПНГ на протяжении многих лет примерно в три раза ниже среднеотраслевого. По имеющейся у WWF информации по Харьягинскому месторождению, состояние дел к настоящему времени не только не улучшилось, но даже стало хуже. За последние годы уровень сжигания ПНГ там составлял около 75%, в то время как средний отраслевой показатель сжигания достиг величины 15%. Необходимо рекомендовать новому оператору проекта, компании «Зарубежнефть», ускорить решение проблемы сжигания ПНГ, для чего целесообразно провести обсуждение Газовой программы компании с экспертным сообществом. Из 13 компаний, предоставляющих информацию по ПНГ, 7 уже достигли или превышают заданный правительственным постановлением уровень в 95% полезного использования ПНГ в 2016 году. В последнее время наметилась тенденция увеличения количества компаний, достигших 95%-ного уровня полезного использования ПНГ. При этом, как мы писали ранее, остаются вопросы о достоверности данных, в том числе представляемых нефтегазовыми компаниями в своей публичной отчетности.
По результатам рейтинга нами установлено, что среднеотраслевой уровень полезного использования ПНГ в 2015 году составил 85,9%, а в 2016 году – 88.2%. За 2015 год 5 компаний из 14-ти не достигли среднеотраслевого показателя. Показатели компаний по доле использования ПНГ по годам с 2011-го по 2015-й представлены на рисунке. Из 7 компаний, которые превысили заданный Постановлением Правительства РФ уровень в 95%, 4 — с государственным, 2 — с иностранным участием. В 2015 году по сравнению с 2014 годом у ряда компаний отмечено ухудшение ситуации с полезно использованным ПНГ. Небольшое, в пределах статистической погрешности, ухудшение отмечается у проекта «Салым Петролеум», но это движение отмечается уже третий год подряд; некоторое ухудшение показателей наблюдается у «Эксон НЛ», который, тем не менее, превышает целевое значение в 95%; «Газпром нефть» снизила долю перерабатываемого ПНГ на 1,2% — до 80,2%; сильно откатилась «Иркутская НК» — с 64,4% до 47,5. Министерство энергетики РФ ожидает, что целевой показатель полезного использования ПНГ в 95% будет достигнут к концу текущего десятилетия.
Таким образом, согласно статистическим данным, которыми оперируют представители Минприроды и Минэнерго России, в стране по-прежнему происходит рост уровня полезного использования ПНГ. Однако данные, полученные с помощью методов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), показывают, что начиная с 2014 года в России наблюдается и существенный рост объемов сжигания ПНГ.
О системе измерения и учёта
Расхождение оценок объемов извлечения и использования ПНГ связано, в том числе, с недостатками системы измерения и учета ПНГ в России. В прошлые годы автоматизированные системы учёта на факельных установках и на ступенях сепарации зачастую отсутствовали или внедрялись слабо. Например, десять лет назад в России доля факельных установок, оснащенных устройствами измерения объёмов поступающих на них ПНГ, составляла около 50%, а в отдельных регионах — менее 20%. За последние 10 лет уровень оснащенности измерительным оборудованием стал близок к 100%, но, вероятно, по-прежнему велико влияние человеческого фактора и высока погрешность (по разным оценкам, до 20–30%) при оценке объёма сжигания. Независимый государственный контроль за объемами сжигания налажен неудовлетворительно. Согласно данным об объёмах непродуктивно сожженного ПНГ в расчете на один баррель добытой нефти, опубликованным партнерством GGFR в декабре 2016 года, в России интенсивность сжигания в период 2013– 2015 гг. незначительно колеблется около показателя в 5 м3 на баррель, и это еще один повод усомниться в достоверности данных, которыми оперируют наши ведомства. Таким образом, проблема проверки надежности данных учёта и отчётности объёмов сжигания ПНГ в России приобретает первостепенное значение. Как было отмечено ранее, приводимые сведения существенно различаются в разных источниках.
Например, по данным Росстата объем извлечённого ПНГ в 2011 году составил 59,1 млрд м3, а по данным Государственной комиссии запасов (ГКЗ) добыча ПНГ (с учётом потерь в 10,5 млрдм3) оценена в 43 млрд м3. Минэнерго России со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК дает третью цифру — 68,3 млрд м3, из которых на факельных установках сожжено 16,7 млрд м3. По данным же Всемирного банка, полученным на основе спутниковых исследований (ДЗЗ), объём сжигания ПНГ в 2011 году составил 37,4 млрд м3.
К дистанционному зондированию
В условиях, когда большая часть разрабатываемых нефтяных месторождений в России находится в отдаленных районах, а контролирующие организации не располагают достаточными ресурсами, необходимыми для точного измерения объёмов добываемого и сжигаемого ПНГ, единственным доступным решением может оказаться использование методов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). WWF и его партнёры имеют возможность применить апробированный метод дистанционного измерения объёмов сжигаемого ПНГ на основе данных, получаемых при помощи спутников NOAA и NASA (таких, как NPP-Suomi/VIIRS и Landsat-8/ OLI-TIRS), а также других спутников и сенсоров высокого разрешения (wwf.ru/resources/publ/book/ eng/545). Для того чтобы применять этот метод в национальной/региональной системе мониторинга сжигания ПНГ, необходимо как минимум осуществить его верификацию. Подтверждение надежности метода дистанционного зондирования будет служить дополнительным фактором, позволяющим местным сообществам и региональным органам власти из нефтедобывающих регионов бороться за сохранение качества жизни и окружающей среды. Объективность информации, получаемой с помощью метода ДЗЗ, по-прежнему вызывает вопросы у ряда российских регуляторов и нефтегазовых компаний.
Чтобы разрешить эту проблему, WWF России и его партнёры выступают с инициативой проведения пилотного проекта по верификации этого метода. Первостепенной задачей для реализации этой инициативы является получение поддержки от региональных властей и ответственных нефтегазовых компаний. Регион, в котором планируется к осуществлению проект, будет выбран исходя из сложившихся рабочих связей с рядом российских регионов, включая Сахалин, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. После достижения договоренностей по региону реализации пилотного проекта WWF России воспользуется имеющимися договоренностями с Партнёрством Всемирного банка GGFR по предоставлению технической консультационной поддержки данному пилотному проекту.
Проект должен включать в себя следующие стадии: 1) выбор территорий (полигона) для проведения верификации совместно с региональными партнерами; 2) проведение измерений в течение двух временных интервалов — зимой и летом; 3) подготовка аналитического доклада, основанного на данных, полученных в процессе верификации, обсуждение с экспертами и представление заинтересованным сторонам — от представителей государственных структур до научных и общественных организаций. Метод оценки объемов сжигаемого ПНГ применяется, начиная с 2012 года Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и GGFR. В его основе лежит использование данных спутникового наблюдения (VIIRS) в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах.
В начале декабря 2016 года партнёрством GGFR был выпущен очередной доклад, освещающий текущую ситуацию в этой области. По результатам этих исследований был сделан вывод о том, что объём сжигаемого ПНГ в мире увеличился до 147 млрд м3 в 2015 году, по сравнению с 145 млрд м3 в 2014 году и 141 млрд м3 в 2013 году. Огромные потери! Эксперты насчитывают примерно шесть основных видов утилизации ПНГ. Ниже мы приводим данные по капитальным вложениям в каждый из них, по их экологической, экономической «состоятельности», а также выгодности в сравнении друг с другом и ущербности. Как видим, есть во имя чего использовать ПНГ. Самыми выгодными оказываются, во-первых, неглубокая переработка, когда ПНГ можно разделить (с помощью, например, небольших мобильных технологических установок) на метан, этан и пропан-бутан, и при этом метан закачать в газотранспортную сеть, а пропан-бутан — в цистерны на отправку потребителям.
Сравнение данных по все видам использования ПНГ
А, во-вторых, глубокая переработка, при которой попутный нефтяной газ поставляется на крупные газоперерабатывающие заводы, где также разделяется на метан (сухой отбензиненный газ) и широкую фракцию легких углеводородов. Сухой газ поставляется в магистральную газотранспортную сеть. А ШФЛУ, в отличие от неглубокой переработки, направляется на дальнейшие переделы для получения широкой линейки нефтехимических продуктов.
Выгоды получения полимеров и других высокоорганических соединений из ПНГ, как видно из таблицы, колоссальные. И России, при всех её достижениях в деле утилизации ПНГ, точку в продвижении в этой области ставить рано. По данным за 2016 год наша страна возглавляет этот «антирейтинг», сжигая на факелах 24 млрд м3, за ней следуют Ирак (17,5 млрд м3), Иран (16 млрд м3) и США (8 млрд м3) — www.worldbank.org/en/programs/gasflaringreduction#7. По количеству факелов Россия также среди «лидеров» (на третьем месте после США и Канады) с 1814 факелами, на которых осуществляется сжигание ПНГ. ■
Leave a Comment
Your email address will not be published. Required fields are marked with *