Отношение человека к окружающей среде, чтобы она не нарушалась, и природа процветала.
Мы беседуем с Александром Мартыновичем Адамом,заведующим кафедрой экологии природопользования и экологической инженерии биологического института ТГУ, которого многие знают еще как главного эколога Томской области. С точки зрения научных достижений в экологии мы задали свой первый вопрос учёному.
–– Как сегодня, на Ваш взгляд, развивается мировоззрение и экология города Томска в целом. Меняется ли оно, удовлетворяют ли вас эти перемены, когда обратной дороги нет?
–– Процесс развития экологического мировоззрения идет и перемены, возникающие в связи с этим меня лично, как и многих других ученых, удовлетворяют. В Томской области впервые в России в 2006 году был создан координационный совет по непрерывному экологическому образованию. Этот совет создан на базе четырех департаментов администрации Томской области. Это департамент природных ресурсов охраны окружающей среды, департамент общего образования, департамент профессионально-технического образования, департамент культуры, председателем которых я являюсь.
Созданы центры первого, второго и третьего уровня (уровни по статусу и грамотности центров). Охват центров начинается с детских садов (в детских садах уже идет внедрение экологического образования), библиотек, школ, техникумов, вузовского образования. В этой части каждые пять лет утверждается стратегия по непрерывному экологическому образованию и план действий. Каждый год подводятся итоги: что сделано, сколько человек приняли, сколько учебных пособий написано, сколько практических мероприятий проведено и каков охват, то есть сколько человек в количестве стали экологически образованными.
Говоря о науке и педагогике, то в этой области у нас активно работают кафедра экологии природопользования и экологической инженерии биологического института ТГУ, кафедра зоологии позвоночных и экологии, кафедра беспозвоночных и экологии, кафедра органической химии и экологии, кафедра почвоведения и экологии — это только в Томском государственном университете. Практически во всех вузах региона есть кафедры, специализирующиеся на подготовке специалистов в сфере экологии и окружающей среды.
В областных вузах, если говорить о конкретной науке, с помощью бакалавров, магистрантов выполняются и экологические работы. Например, директор нашего института учит студентов изыскательским работам и очистке водоемов от нефтепродуктов, потому, что Томская область и Ханты-Мансийский округ — это нефтегазовые территории. Есть классические экологические проблемы, которые мы решаем. Возьмем к примеру пивоваренный завод. Получаемая в нем на выходе пивная дробина не только ценный продукт, используемый в сельском хозяйстве при выращивании КРС, МРС, свиней и птицы, но и кислый отход.
У пивоваренных заводов проблема с утилизацией, но решение есть. Например, из пивной дробины можно делать грунты, полезные для рекультивации полигонов, несанкционированных свалок. Еще одно направление –– проблема шума в городах. Наши студенты занимаются поиском решений и этой проблемы. В каждом городе области имеются очистные сооружения, в отстойниках, в которых накапливаются илы, возникает вопрос: куда их девать? Здесь решением будет использование илов для грунта и рекультивации полигонов, что, в свою очередь, удешевляет затраты муниципального бюджета и решает экологические проблемы. Многие наши работы направлены на то, чтобы информировать людей о состоянии экологической обстановки и помогать органам власти решать экологические проблемы с минимальными финансовыми затратами.
Для улучшения экологического состояния окружающей среды Минприроды РФ предлагает промышленным предприятиям перейти на высокие экологические стандарты. Почему? Что они из себя представляют?
–– В России в области охраны окружающей среды сегодня меняется система нормирования. В целом направление, с моей точки зрения, взято правильное. Для эколога-контролера раньше все объекты негативного воздействия были одинаковы, что печка у бабушки во дворе, что атомная станция, по юрисдикции требования к ним предъявлялись одинаково.
Сейчас все объекты разделены на четыре категории по степени экологической опасности: атомные станции и очистные сооружения, серьезные полигоны относятся к объектам первой категории, а вот бабушкины печки к четвертой категории и к объектам четвертой категории уже никаких требований нет, за исключением, если кто-то не напишет жалобу. Уже произведена дифференциация (различие, разделение). В связи с этим вышел новый закон поправки к Федеральному закону об охране окружающей среды № 7, а по сути дела –– содержательный закон № 219, в котором расписаны разные требования к трем категориям.
Продолжение статьи читайте в журнале «Экология и Бизнес» Выпуск 9 / 2019
Leave a Comment
Your email address will not be published. Required fields are marked with *